Побывал я в Мексике, друзья. Чудная страна, я вам скажу. Развитой социализм в действии. Бесплатное образование, вплоть до высшего, бесплатная медицина, кстати, по утверждению самих мексиканцев, одна из лучших в мире и дешевый общественный транспорт (допустим, поездка в метро стоит 7 рублей на наши деньги).
Про дороги. Чудесные дороги, по крайней мере, те, что проложены между городами. Правда, на прекрасном хайвее, допустим, Канкун – Тулум, внезапно возникают «лежачие полицейские» и блок-посты, но это мелочи. Как утверждают сами мексиканцы, на полуострове Юкотан они до сих пор ездят по тем дорогам, которые в свое время (8-17 века н.э.) проложили мая. Сами народы майя достигли такого расцвета своей цивилизации только благодаря строительству этих дорог. Полуостров Юкотан, это гранитно-базальтовая плита, поднявшаяся из глубин океана после падения метеорита и образования современного Мексиканского залива. Она не связана с материком (на Юкотане не было и нет никаких землетрясений), там нет полезных ископаемых и воды. Есть только камни, густо заросшие тропической сельвой. Мая тем и жили, что брали дань за передвижение по своим дорогам. Ныне, чтобы расчистить 1 км сельвы и построить 1 км дороги надо потратить ну, очень много времени и средств. А так как бюджет Мексики не богат, они положили асфальт на имеющиеся дороги и счастливы. А мая делали дороги как минимум 8 метров шириной, поэтому получились вполне широкие дороги. Правда, когда строились новые современные города, дороги между городами, как мы понимаем, не прокладывались и теперь, чтобы попасть, допустим, из древнего города Кобе в современный город Канкун, надо 150 км ехать строго на восток до города Тулум, расположенного на побережье, а потом под углом 90 градусов повернуть на север на Канкун и ехать еще 100 км. Но это мелочи, учитывая высокое качество дорог и полное отсутствие мексиканских «гаишников».
Про ПДД и гаишников. Ответственность за нарушение ПДД в Мексике довольна жестока. Попался с алкогольным опьянением – пожизненное лишение прав, выехал на полосу общественного транспорта – пожизненное лишение, не дай бог, «подрезал» экскурсионный автобус – пожизненное лишение, не включил «аварийку» перед лежачим полицейским на блок-посту – штраф 5 000 пессо (примерно 12 500 рублей). Кстати, лежачих полицейских на дорогах в городах и на небольших «местных» дорогах настолько много, что перестает быть смешно. Иногда они лежат через каждые 50-100 метров, а то и чаще. Интересно, что при почти полном отсутствии гаишников, на каждом перекрестке стоят по два-три регулировщика (специальная служба – карательные функции у них отсутствуют), которые, действительно регулируют потоки и помогают водителям. Надо заметить, что пешеход переходящий дорогу, даже на «зебре», у водителей не вызывает ни каких уважительных чувств. Поэтому дорогу надо перебегать очень быстро, внимательно оглядываясь по сторонам при отсутствии машин поблизости. Но, в основном у бессфетофорных переходов стоят полицейские, которые при накоплении небольшой толпы останавливают машины и пропускают людей. Цивилизация, однако.
Про автомобили и бензин. Автомобильных заводов в Мексике много. Только у ДжиЭм их четыре. Есть еще два завода форда, два тайоты еще один хундай, фольцваген (до сих пор единственный в мире выпускающий жука) и хонда. Наверное, есть еще, но не помню. Вот чего там нет, так нет авто марки опель. Все модели европейского опеля там выпускаются под маркой шевроле. Шевроле в Мексике вообще, король среди автомобилей. Шевроле там столько, сколько было жигулей еще 10 - 15 лет назад у нас в России. Короче 7 машин из десяти – это шевроле. Стоимость автомобилей, думаю приемлемая. Например фольцваген джетта в базовой комплектации стоит чуть дороже 600 тыс. рублей на наши деньги, а гольф стоит меньше 500 тыс. Стоимость бензина примерно соответствует нашему уровню, где-то в районе 28-28,5 руб. за литр. Но, бензоколонки во всей Мексике одной фирмы (государственной) с одной ценой, одним хорошим качеством и их много.
В завершении – про текилу. Текилы в Мексике много разной и она вся вкусная. Голубая агава, это не кактус, как многие думают, а почти ананас, поэтому сивушные масла в текиле отсутствуют и голова утром не болит. Растет голубая агава в нескольких штатах, а производится под контролем государства только в одном, с названием Текила. Серебряная и золотая текила – это выдумки европейцев. Там текила четырех сортов: бланко (выдержка 11 мес.), репосадо (выдержка до 2-3 лет), эньехо (выдержка до 7 лет) и экстраэньеха (выдержка более 7 лет). Выдерживают текилу в дубовых бочках. При этом белый цвет текилы не всегда означает, что она бланко. Я пил «Дон Хулио» эньехо белого цвета, ну, очень вкусная (одну привез, стоит в баре). Литровую бутылка «Хосе Куэрво» я покупал в мексиканском «ашане» за 8,5 долларов (96 пессо), что примерно соответствует 250 российским рублям. В московском перекрестке 0,7 такой текилы стоит 1 300 рублей….однако!
Есть еще много тем, допустим про самих майя или ацтеков, про их историю, календари и пирамиды, про бога-пришельца Кукулькана или Пернатого Змея, про колонизацию Мексики испанцами и испанского завоевателя Картеса, про город Мехико, построенный на озере, про самбреро и пончо, про мексиканскую революцию 17-го года и про Троцкого, про курортный отдых и отели, про Карибское море и второй в мире по величине коралловый риф возле острова Косумель. Но это долго. Вдруг кому интересно, спрашивайте, по возможности отвечу.
Постскриптум: Хотел увидеть, что-то похожее на Опель Мокка – не увидел.