И снова, здравствуйте!
Я очень люблю путешествовать на авто. Еще в детстве с родителями мы ездили в отпуск по 4500 км в одну сторону на машине. С тех пор я и "заболел". За спиной уже самостоятельные автовояжи в Абхазию и Крым, и, наконец-то, я созрел для покорения Европы. Начать решил с бывшей Югославии.
Мы «университетов не кончали», красиво писать не умею, поэтому довольствуйтесь тем, что есть. За рейтингом я не гонюсь, да и отчет пишу больше для себя ленивого… Вместо того чтобы ворошить память и по нескольку раз на день рассказывать об одном и том же, иногда проще дать ссылку, мол, на — читай! Да и самому интересно перечитать иногда.
Подготовку начал за месяц…
На "букинг.ком" без проблем забронировал жилье на море в соответствии с моими пожеланиями, вкусами и финансовыми возможностями.
Проложить маршрут помог Google. Расстояние по предлагаемому маршруту варьировалось в районе 2700 км, со временем на дорогу в 1 день и 17 часов Что получится по факту — скоро узнаем.
Предварительный маршрут следования: Питер- Беларусь-Польша-Словакия-Венгрия-Сербия-Черногория.
Бронировать отели на ночлег в пути не стал, ибо сложно рассчитать время движения… особенно пересечение польской границы из-за проходящего в это же время UEFA EURO 2012™ Poland-Ukraine.
Из-за этого же Чемпионата по футболу, решил не рисковать и отказавшись от "дешевой" Беларуси, проложил маршрут через Латвию-Литву (цены на топливо больше в 2 раза!). Цены на дизель по информации интернета на маршруте колеблются от 0,7 до 1,5 евро.
Загрузил карты проезжаемых стран в мобильник, обновил Гармин, скачал карту Европы. К сожалению, поместить вместе карты России (версия 5.26) и Европы (City.Navigator.Europe.2011.40 NT) не получилось, пришлось использовать 2 карты памяти. Плюс установка нового головного устройства с навигатором (iGO) и приобретение в дорогу планшета Samsung Galaxy Tab 7.7. Чем будет удобнее пользоваться — посмотрим!
Загранпаспорт имеется, шенгенская виза действительна еще до августа 2012 года. Нет, Черногория сама — безвизовая страна для россиян, но путь к ней лежит через страны Евросоюза. Зеленая карта на ВСЕ страны на месяц обошлась в 2700 рублей.
Чтение отчетов об аналогичных автопутешествиях в Европу у меня вызвали несколько вопросов
- Виньетка Что такое, и где их купить?
- Требования к наличию детских кресел и перевозке малолетних пассажиров
- Дополнительное оборудование в автомобиле (аптечки, жилеты, огнетушители, лампочки)
- Скоростные ограничения в других странах
- Допустимый уровень алкоголя в крови (на всякий случай)
- Требования к ближнему свету
Все ответы я нашел на
Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. Заехал перед дальней дорожкой в шиномонтаж, устранил подтравливание колесика. Пора и тонировку сдирать с передних стекол. Жалко! А что делать? Полчаса времени, минус 500 рублей - и да здравствует "аквариум"!
В дорогу взял комплект запасных лампочек, запас моторного масла на долив , светоотражающий жилет, тормозные колодки, детское кресло, 10 л канистру с соляркой (скорей всего не пригодится — но так спокойней!), фонарик, запасной фонарик, гидравлический домкрат на 5 т, второй ключ зажигания и ПТС (мало ли чЁ!), проверил технические жидкости, взял запас воды, запас еды, навигатор, регистратор, фотоаппарат, видеокамеру, термос, купальник и 54 метра туалетной бумаги.
Попутчиков я так и не нашел...
Итак, июнь 2012 года, долгожданный отпуск!Пятница, 15 июня 2012 года, 20:00. Полный бак, СТАРТ! 0 км.Присядем на дорожку…
Гостям не доступен просмотр изображений. Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. Вечер пятницы. Честно говоря, не самое удачное время, так как все дачники, как сговорившись, едут отовсюду, везде и всегда. Но мой маршрут начинался с КАД по дамбе через Кронштадт и околицами, околицами за Гатчину. Так что в пробках мне стоять не пришлось. Немного потолкался на Киевском шоссе после Никольского. Перед латвийской границей – платный участок дороги (Е-262 Остров –Вышгородок- граница Латвии). Цена 300 рублей. Асфальт – так себе, но машин очень мало. Оплата в самом конце, практически на границе. Перед будкой оплаты – караван фур, аккуратно объезжаем их, останавливаемся перед шлагбаумом и идем платить. Четко называем направление следования «ИЗ России»+ свидетельство о регистрации+деньги». Забегая вперед, скажу, что это был самый дорогой платный проезд за все 7400 км путешествия. Да и вообще, путешествие на авто – не дешевое удовольствие… но не будем торопиться делать выводы!
Суббота, 16 июня 2012 года, 1:30. 450 км. Проезжаем шлагбаум. Справа – две последние АЗС с российскими ценами (28,5 руб). До полного. Напрягла только надпись на ТРК «Дизель 2 класс». Впереди – граница. Шенген. Ждем очередь в зеленый коридор. Запрещенного же ничего НЕТ! Машин 6. Ночь. Морда машины ВСЯ в комарах.
Реально – как щетина!
Гостям не доступен просмотр изображений. Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. В следующий раз надо подумать перед поездкой затянуть какой-нибудь прозрачной пленкой. Влажными салфетками протер остатки жирных насекомых с лобового стекла. Перекинулся парой фраз с соседями по очереди. Кто на ЕВРО-2012 едет, кто «челночничает»… Ну а мы – на море! Очередь подошла где-то через час. Заполняем декларацию. Сигареты – 10 шт, дизель 70 литров бак + 10л в канистре. Спиртного не везем. Формальный осмотр машины таможенником. И тут его взгляд цепляется за наши «10 сигарет»…
-Это что такое? Пачку на двоих что ли везете?
Я, честно: — Нет, это 10 пачек –блок. А что – нужно писать поштучно? Тогда – сто…
-Эх, русские… Хоть бы почитали правила, что можно делать, а что нельзя.
Лирическое отступление. Я-то бросил курить уже больше трех лет назад, но вот моя супруга – слаба характером. Ох, сколько я всего ей высказал по возвращению из «темных подвалов». В итоге – всю вину за «контрабанду» сигарет пришлось брать на себя. Но своей вины я не признаю! Всю жизнь, летая самолетами, знал, что можно законно провести блок сигарет. А на авто, оказывается, «норма» снижена в разы!
Внимание, туристы! На самолете разрешен беспошлинный ввоз до 200 сигарет или 100 сигарилл, или 50 сигар, или 250 г табака.
А вот на АВТОМОБИЛЕ одному взрослому человеку, прибывающему из стран, не входящих в таможенную зону ЕС, разрешен беспошлинный ввоз до 40 сигарет (! Две пачки!
) или 20 сигарилл, или 10 сигар, или 50 г табака; до 1 л крепких спиртных напитков (содержание алкоголя более 22%) или до 2 л крепленых вин и ликеров (содержание алкоголя менее 22%); столового вина — до 4 литров, или 16 литров пива. Вот так вот! В итоге – каждую «лишнюю» пачку обременили налогом в 110 рублей. Платил VISA. Минус 29,42 LVL. По курсу вышло 1772 рубля за 16 пачек "бабского" «Glamoura».
«Что ж ты не выбросил их?» — спросите ВЫ? — А ХЗ… Не подумал. Честным быть НЕ выгодно. С другой стороны, можно было указать «разрешенное» количество сигарет, но чтобы было, если бы их нашли при досмотре авто? Тюрьма? Аннулирование визы? Крупный штраф? Так Европа борется с курением, так таможня делает свой «план» по поимке преступников (квитанций было достаточно много). Думайте сами! Но лучше бросить вообще, как это сделал я. По секрету скажу, что на самом деле блоков было *шепотом* три… ) ) ) Совет – читайте законы! У всех стран свои нормы.
Потеряв ДВА часа на границе в ЕС, попилили дальше. В навигатор (Гармин) вставил карту дорог Европы, т.к. Россия кончилась. Нареканий по навигации нет. Граница Латвия-Литва была абсолютно незамечена, незначительно лишь изменились лишь вывески вдоль дорог. Перед границей с Польшей (км за 100) я решил вздремнуть часика 1,5. К этому моменту я проехал уже 800 км. Вообще передвижение по Польше меня напрягало обилием населенных пунктов и ограничением в скорости в 50 км/ч, а местами (до 30 км/ч. В Европе ж первый раз – стараюсь не нарушать…
Суббота, 16 июня 2012 года, 9:10. 800 км.Подремав 1,5 часа на парковке «родного» Лукойла по соседству с Камри на питерских номерах (трое молодых людей, по всей видимости, ехали на футбол), я двинулся дальше. Еще 1,5 часа меня уже «ждали» польские пограничники. До дома – 900 км. Отступать некуда, позади – Москва! Сейчас, думаю, мне поляки все вспомнят: и Катынский расстрел, и авиакатастрофу под Смоленском, где погибла элита Польши во главе с президентом Лехом Качиньским, да и вообще всё с самого начала русско-польского противостояния. А вот и нет! На достаточно понятном «русском» языке у меня попросили паспорта и открыть багажник. Через несколько минут мы продолжили свой путь. Заправка топливом в Польше тоже не составила проблем. Оплата картой VISA. Цена дизеля – около 55 рублей за литр горючего. До границы со Словакией мы ехали по очереди с женой примерно по 200-250 км. Польша очень «долгая» страна и, как я уже говорил, очень жестока по скоростному режиму. Есть же автомагистраль, скажете вы! Да, есть! Но идет она мимо столицы, да и ЕВРО-2012 со счетов скидывать не стоит… (да и в этот день в Варшаве Польша играла с Чехией). Более того, где-то в недрах Интернета встречал отзыв об этой дороге, мол, простояли перед Варшавой в пробке из-за ремонта моста. Рисковать не стали и потихоньку шуршали колесами вдоль восточной границы Польши через Белосток, Люблин и Жешов. Ох, и красивые же у них храмы и церкви!
Гостям не доступен просмотр изображений. Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. Иногда такой «хайтек» попадается! Камер тоже хватает. Все-таки в две руки ехать веселее. Несмотря на ограничения скорости, за 12 часов было преодолено почти 800 км Польши. Из которых моя жена отрулила свою долю в 300 км. Всё по-честному!
Суббота, 16 июня 2012 года, 21:20. 1560 км.Подъехав к границе со Словакией, я сел снова за руль. Виньетка, мать её!- вспомнил я. На самом деле, границы как таковой нет. Есть лишь бывшее в употреблении сооружение, напоминавшее таможенный пост. Людей тоже нет. Я-то думал, будет какой-нибудь «ларек» с надписью или человек-бутерброд с рекламой у которого можно что-нибудь спросить. Нет никто! Делать нечего – едем аккуратно дальше, судорожно перечитываем распечатку с сайта по особенностям проезда по дорогам Словакии. Виньетка должна быть! Отъехав от границы километров 50, на развилке дорог выезжаем на магистраль Е-50. Знак висит соответствующий, но я успеваю заметить краем глаза – под знаком небольшого размера табличка в коричневых тонах с символом этой самой виньетки! Разворот через каких-то две белых полоски, возвращаюсь на развилку и еду по другой дороге, как оказалось – в город Прешов. На улицах грязно, дети играют прям на проезжей части, по улицам летает мусор. Подъехав к АЗС, идем к кассе, прихватив свои распечатки виньеток (спасибо вышеуказанному сайту за предоставленную информацию!). На ломанном английском, от продавщицы узнаем, что такую наклейку мы можем приобрести у неё! Решаем не заморачиваться, т.к. ехать обратно домой все равно придется, и покупаем «проездной» на месяц за 14 евро, ну, и заправляемся еще на 46 евро. Цена дизеля 1,415 EUR за литр. В этой стране принимают евро свободно. На обратной стороне наклейки инструкция, как и куда крепить эту штучку. Возвращаемся на автомагистраль со спокойной душой. Ничего страшного нет!
ВИНЬЕТКА – ха! Подумаешь!
Воскресенье, 17 июня 2012 года, 00:00. 1700 км.Приехали на границу с Венгрией. Стоят жандармы (или как их там?) и выборочно, по номеру регистрации автомобиля, рассортировывают по коридорам осмотра. Стандартная процедура – паспорта, багажник, куда едете? Раша? СпасЬибА. Как делЯ?
По поводу российских номеров, встретившихся по дороге – их можно посчитать по пальцам: Калининград, Москва, еще Москва… Я же говорил что автопутешествие – не дешевое удовольствие? Ах, да – рано еще подводить итоги… У пограничников спрашиваю про виньетку, тот махает вперед рукой, мол, вооон там, где свет горит. Подъезжаю. Свет-то горит, а нет никто… Ждем. Время – полночь. Через некоторое время подъехала Сузука Лиана на московских номерах. Слово за слово, чел спрашивает, а что за «миньетки» надо покупать? Говорит, в Словакии с мигалками догнали полицаи и хотели отпустить на 140 евро. Договорились на семьдесят. Подождав минут 20, я на свой страх и риск решаю ехать дальше. Ну не ждать же до утра, пока в этом ларьке кто-нибудь проснется! Москвич же остается, видимо платить опять штраф желания у него нет. На первой же заправке по схеме, обкатанной в Словакии, беру распечатки – и к продавцу. Да, говорит – вот, Вам на какой период? На месяц, говорю! Плачу ВИЗой. 682 рубля по курсу. В Венгрии своя валюта… мне дают клочок бумаги, мол напиши «намбер карс». А 770 ТО 178 RUS. -Них
яшечки, говорит венгр. Намбер – это А770ТО178 , а РУС – это «натионалити марк»!
В Венгрии и Австрии (а может быть и еще где…) виньетки – электронные. Продавец забивает номер машины в базу, а умная электроника на дорогах жестко мониторит авто, не заплатившие налоги за дороги. Наклеек нет. На самом деле, я очень переживал по поводу отсутствия наклейки. А вдруг венгр развел меня? Платить штраф что-то не хочется…
Гостям не доступен просмотр изображений. Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. В 1:30 я припарковался на благоустроенной стоянке в самом начале автомагистрали Е-71, где и проспал более 7,5 часов. На утро я оценил обстановку — очень цивильно: туалеты ( в т.ч. для инвалидов-колясочников, урны, столики, деревца посажены, кусты и трава зеленые и подстрижены. Европа, х
ли…
Воскресенье, 17 июня 2012 года, 09:10. 1800 км.Хм. Помните, что наша экспедиция к морю выехала нестандартно в пятницу в вечер? А все потому, что у супруги сегодня юбилей – 30 лет! И встретить мы его уже должны в отпуске, на берегу моря… как его там? А! Адриатического! А до него еще не хило — 900 км. В путь! Венгрия пронизана автомагистралью, поэтому скорость движения резко возросла (впрочем, как и расход топлива) и не смотря на нелогичный маршрут под углом 90 градусов через Будапешт (см. карту), через три часа мы уже были в Сербии. Ехали не так быстро, как хотелось, ибо случилась неприятность. Проблем нет, но у жЫпа отказал климат-контроль. За бортом +33 по Цельсию. При движении ветер обдувает, но ехать с открытыми окнами с разрешенными 130 км/ч – сами понимаете, не камильфо…
Воскресенье, 17 июня 2012 года, 12:00. 2100 км.Границу Венгрия-Сербия тоже прошли без проблем. Несколько коридоров, приветливые работники, но вот на встречу: пробка – и не маленькая! Это конец «Шенгена» и, видимо, особые ушлые коробейники таскают нужные товары туда-обратно. Впрочем, как и везде… Но вернемся к рассказу и неисправному кондиционеру. А то как вспомню – так жарко становится и дышать нечем! В свое время, у ОД я выпросил книжечку с адресами дилеров Крайслер в Европе. Листаем – в Сербии есть два дилера! Один в Новом Саде, другой — в столице, в Белграде. Забиваю адрес в навигатор, смотрю – а это почти-почти рядом с магистралью. Решаем заехать по пути. Заплатив за платный участок 118 рублей (VISA по курсу) в 13:00 часов съезжаем в Новый Сад и медленно окуеваем… Нет, сначала было все цивильно – стройки, магазинчики, заправки. Это как едешь по нашим российским дорогам – жизнь кипит вдоль дороги: дальнобой останавливается, кушает, самоварчики там, рации, сервисы, шиномонтажи, мотели… А как взглянешь вглубь этой широкой страны, буквально в ста метрах от дороги такое все убогое стоит, покосившееся, мертвое… Так и тут… Питерцы, помните какой «блошиный» рынок был в районе жд.ст. Удельная? Еще больше в три раза есть в центре Нового Сада, что Сербии! Продается все и всё. В разруху 90-х я слышал что родители у многих моих сверстников остались без работы и всеми правдами и неправдами пытались прокормить свои семьи. Может быть кто-то и из читающих этот текст «подрабатывал» мойкой стекол на перекрестках… Нет, ничего постыдного в этом нет. Но, блин, когда это было?! Двадцать лет назад! Прошлый век!
Гостям не доступен просмотр изображений. Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. Я не хочу вдаваться в обсуждение политики ЕР, но лично я живу не плохо и нареканий к своему Правительству у меня нет! Опять я отвлекся! Короче, на своем Автомобиле (именно с большой буквы) мы смотрелись очень колоритно на фоне велорикшей и других повозок с ослами. Подъехав к автосалону, как оказалось Мерседес Бенц, к нам вышел охранник и с искренним сочувствием в голосе сообщил, что АвтоКиса или АвтоКузя (смотря как читать слово AUTOKUSA!) сегодня не работает, выходной — воскресенье. Досадно… Медленно возвращаемся опять через рынок в сторону автострады. По пути нам попадается знакомые красно-белые флаги «Лукойла». Заправляюсь до полного (цена около 55 руб) и пока плачУ, меня начинает доставать сербская девочка по поводу приобретения накопительной карты Лукойла. Я ей – «Я сам фром Раша!», на что она делает два шага назад такой понимающий взгляд, как будто у нас и вправду по улицам ходят пьяные медведи с балалайками и в шапках-ушанках.
Без комментариев. Занавес. Стартуем дальше. На пути еще один пункт оплаты дорожных сборов – минус 87 рублей. Следующие 150 км едет жена, ну а я пока вздремну немного.
Воскресенье, 17 июня 2012 года, 19:30. 2600 км.Граница Сербия-Черногория. Сербы выпустили без вопросов, а вот черногорцы впускать не спешили. Точнее, как бы так сказать помягче – вежливо задавали каверзные вопросы: куда едем, что везем. -Оу, Раша! Воскликнул таможенник с прекрасным знанием английского языка, увидев российский флаг при осмотре багажника. Далее дифирамбы как он любит нашу страну. Пушкин, Москва, Ленин! И задает вопрос на который я категорично отвечаю! НОУ! НОУ! Хех, я понял вопрос «Везете ли Вы что-нибудь запрещенное из России for me?» Ноу! Ноу, Мистер! А он так наш триколор пальчиками загадочно перебирает и на меня смотрит ехидно. Я ему — Дядя, НОУ! Евро-твенти-твелв, фУтбол, вдруг Раша – ВИН всех? И показываю как я прыгать и танцевать буду с российским флагом (какой же я был наивный… об этом я, правда, узнал несколько позднее). Дядя с горечью отдает документы.
— Добро пожаловать в МонтенегрУ…
Гостям не доступен просмотр изображений. Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. Проехав 100 метров, из разговора с супругой я понял, что неправильно перевел вопрос: «Нет ли у вас чего-нибудь из России for me?»
-Эй, есть, Мистер! Стоп! Да без вопросов!
Сдаю задним ходом и протягиваю удивленному таможеннику кЕтайский брелок для ключей в достопримечательностями Санкт-Петербурга. У того даже слезы на глазах навернулись… «Итц фор ми? Сенькю Вери матч! Ай лав Раша!»
Какой же он сентиментальный, подумал я.
До отеля оставалось 200 км серпантина…
Отвлекаться на время, пробеги сколько нам еще осталось времени не было. Отмечу, что и сербский, и черногорский серпантин жЫп преодолел на отлично! Может быть можно было сделать «баранку» руля чуть-чуть поменьше, но это уже мои капризы. Отличный подхват турбины, четкое переключение скоростей автомата, адекватное скатывание с гор. Иногда даже приходилось его «подгонять» вниз педалью акселератора. Тормозит как спортивный мотоцикл, стоит лишь убрать ногу с педали. А как он ускоряется на обгонах?! Пять баллов, однозначно! По началу боишься (стесняешься), но насмотревшись на «местных» с монетнегровскими номерами — начинаешь лихачить. УХХ! Главное не переоценить своих возможностей. Чуть позже я встречу огромное количество битых автомобилей, но в основном, это машины такси без передних бамперов – понятно почему…
В Черногории очень много тоннелей. Очень много.
Гостям не доступен просмотр изображений. Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. Я не видел такого количества еще ни разу, ни в одной стране. Всякие есть – короткие, светлые, темные, с поворотом и прямые. Самый длинный из них — тоннель Созина (Sozina) находится недалеко от города Сутоморе на автомагистрали Е80. Протяжённость 4,189 метров! Цена проезда 2,5 евро. Но всё равно, ни столица Черногории Подгорица, ни езда по дамбе, ни даже этот тоннель Созина не сравнится с красотой езды по горам и красотой самих гор!
Воскресенье, 17 июня 2012 года, 22:30. 2800 км.Вот и клетчатый флаг. Ура! Нет, пока еще не ура… Не найти отель. На руках схема проезда, распечатанная карта. Вот эта улица, а вот отеля нет. Спрашиваем у местных – нет, не знаем. Тут такой ни «Вилларибы», ни «Вилабаджи» нет и никогда не было. Настроения ноль. Первый раз жилье искали и бронировали через ё… букинг. Цепляемся языками со старушками, мирно прогуливающихся перед сном. Те плохо говорят по-русски, но отлично все понимают. Они останавливают еще кого-то из местных, потом присоединяются еще две молодых девчушки. И вот такой толпой, жужжащей на пяти иностранных языках мы ходим по гугл-карте еще минут 10. Виллы нет и никто про такую ничего не слышал. Я уже мысленно смирился спать еще одну ночь в машине. Как говорится, утро вечера мудренее…
Как вдруг… НАШЛИ! Вот мужик в пиджаке, а вот ОНО! Дерево! (с)
Вид с моря на отель и нашего Неприметного
Гостям не доступен просмотр изображений. Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. В качестве совета начинающим путешественникам, по возможности имейте фотографии фасада отеля и видов из окна номера – можно будет попробовать найти по картинке. Почитайте отзывы, может быть кто-то уже сталкивался с подобной проблемой, что не могли найти отель по карте. Ну и спрашивайте у местных! Приятно, что в беде не бросили и помогли найти отель. Спасибо!
Звонок хозяину и через 5 минут мы уже заселились в номер с изумительным видом на море.
Не забыли про сегодняшний День рождения? Хорошо, что разница во времени составляет минус ДВА часа от Москвы, а это значит что на часах всего лишь 9 часов вечера! Так что пока Вы переваривайте информацию, а некоторые — кусают локти, мы идем праздновать!
Для справки:
Время в дороге общее: 51 час, из них
— простои на границах: суммарно — 3 часа
— ночевки и перекуры суммарно — 11 часов. Так что не прав был ГУГЛ относительно времени в дороге 1 день и 17 часов. На саму дорогу ушло на 4 часа меньше!
Километраж общий 2813 км
Израсходовано 250 литров соляры на сумму 12700 рублей (в сумму включена заправка до полного бака по приезду на отдых)
Средний расход топлива 8,8 л/ 100км
Платные дороги и виньетки — 1865 рублей
Штрафы ГАИ – нет
Пошлина на таможне – 1772 рубля :'(
Шиномонтаж – нет
Отказы техники – климат-контроль (вылечился снятием клемм АКБ)
Маршрут ТУДА:
Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. Если тема будет востребована - могу поделиться впечатлениями о дороге обратно. Правда "обратно" мы возвращались уже из Греции (3200 км)...