Что будет с ценами на иномарки через семь днейВ погоне за маленькой бытовой мечтой - личным автомобилем – россияне этим летом умудрились поставить исторический рекорд, купив в июне 225.000 машин - на 14% больше, чем в том же месяце прошлого года. Однако осенью, вполне возможно, рынок ждет встряска: 3 августа Владимир Путин подписал указ о введении утилизационного сбора, который вступит в силу с 1 сентября. Эксперты, впрочем, никак не могут договориться: станет это последним днем Помпеи для растущего авторынка или нет.
Иначе говоря: что произойдет с ценами на автомобили? Всего через 7 дней, 23 августа, Россия вступит в ВТО, а, значит, начнет снижать заградительные пошлины. В том числе, и пошлины на ввоз автомобилей, которые в свое время позиционировались как антикризисные меры. Для начала - с нынешних 30% до 25%, а затем, в течение следующих семи лет, они упадут до 15%.
Значит, в теории, иномарки должны подешеветь. Но не зря Владимир Путин еще в 2010 году честно предупреждал: «Если увидим, что автомобильная отрасль попадает в неравноценные условия конкуренции, мы найдем способы защиты нетарифного регулирования». Похоже, что «не увидим» - и утилизационный сбор станет превентивной мерой, защищающей АвтоВАЗ.
Согласно проекту постановления Минпромторга, опубликованному на сайте ведомства, сбор привязан к утилизационной трудоемкости и мощности двигателя автомобиля. Рассчитывается он по тому же принципу, что и транспортный налог: для того, чтобы получить искомую сумму необходимо помножить базовую ставку на коэффициент, зависящий от мощности двигателя. Базовая ставка составит 20 тысяч рублей (для легковых автомобилей), а коэффициент - варьироваться в зависимости от возраста авто.
Несмотря на очевидную охранительную направленность нового сбора, часть экспертов придерживается мнения, что он должен существенно меньше бить по карману, нежели пошлины - такое суждение озвучил аналитик агентства «Инвесткафе» Андрей Шенк: «Цены на автомобили не поднимутся. Я полагаю, скорее наоборот – произойдет их плавное снижение. Если говорить прямо, сбор прикрывает только один сегмент рынка – тот, который традиционно контролирует АвтоВАЗ. Все остальные более-менее выведены из-под удара. Что же касается иномарок, собираемых на территории России - я думаю, они просто заключат договор об утилизации с каким-нибудь местным заводом, и будут от сбора освобождены. А из-за рубежа частному лицу ввести машину будет существенно дешевле, чем при прежних пошлинах. Так что я не вижу основания для роста цен».
Противоположный лагерь экспертов представляет депутат Госдумы, глава Всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков: «Как автомобили могут стать доступнее? Это фантазии. Таможенные пошлины никуда не исчезнут – они должны снизиться, причем не на много, и то в течение 7 лет».
Отчаявшись получить однозначный ответ в экспертной сфере, Autonews обратился напрямую к представителям мировых автомобильные компаний в России с вопросом, планируют ли они повышать цены на свою продукцию:
Марина Илларионова, PR-менеджер Mercedes-Benz Russia: «Предполагаем, что действующий прайс-лист не изменится».
Ольга Феоктистова, старший PR-менеджер Toyota: «Я бы хотела воздержаться от каких-либо точных оценок: как и другие производители, мы ждем окончательного решения по утилизационному сбору. При этом, конечно, не исключаем корректировки цен».
Сергей Кириллов, вице-президент коммуникации и связи с общественностью Ford: «Рост цен пока не планируется. Просто неизвестно как это скажется на нас».
Денис Наумов, PR-менеджер Opel: «Мы ждем разъяснений по поводу наших мощностей на заводе Автотор и в Екатеринбурге. В общем, ждем окончательных решений, как и все. Хотелось бы отметить, что - в любом случае – цены если и будут меняться, то не с первого сентября, а со сменой модельного ряда».
Алена Агафонова, менеджер по связям с общественностью Subaru: «Изменение цен не планируется».
Георгий Корсаков, официальный представитель Honda в России: «Пока что никакой информации об изменениях цен не поступало».
Мария Магуайар, директор по связям с общественностью Mazda: «На данный момент цены остаются прежними. Другой информации нет».
Татьяна Натарова, PR-менеджер Nissan Motor Rus: «К сожалению, информации пока нет».
Елизавета Бадалова, PR-менеджер компании SOLLERS (Ssang Yong, УАЗ): «Ничего не изменится, мы сами просто будем выступать гарантом того, что наши автомобили будут утилизированы».
Словом, пока эксперты ломают копья в словесных баталиях, рынок замер в ожидании окончательного приговора. И не зря. По информации, ставки на утилизационный сбор еще не окончательны и, вполне вероятно, могут существенно измениться.
Любопытно, что за всю новейшую историю России беспошлинный ввоз иномарок гражданам был разрешен меньше года – с ноября 1991 по июнь 1992-го. В эти семь месяцев отечественный автопром впервые столкнулся с конкуренцией, противостоять которой был не в силах – и запросил о помощи.
Первые пошлины составляли 35% - 70% от таможенной стоимости автомобиля, в зависимости от объема двигателя. После того как они были введены, ВАЗ в том же месяце повысил цены на свою продукцию на 50%. В дальнейшем все кризисы и самые лихие времена, волжский автогигант преодолевал при помощи постепенного роста пошлин на иномарки. Так, например, кризис перепроизводства, произошедший на заводе после дефолта 1998 года, тогдашний глава ВАЗа Владимир Каданников напрямую связал с задержкой повышения таможенных пошлин.
Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь.