Действия немецкой автомобильной компании Opel все больше напоминают последние судороги утопающего. Кризисный автопроизводитель надеется решить свои многолетние проблемы с помощью радикального пересмотра рекламной кампании
Немецких рабочих Opel ожидает нерадужное будущее
Фото: APOpel должен четче позиционировать себя. Я уверен на сто процентов: Opel начнет пиар-наступление и подаст ясный сигнал, что у этой марки есть хорошее будущее» — слова члена наблюдательного совета Opel Яапа Тиммера казались бы неплохой саркастической шуткой, если не были бы произнесены всерьез. Рассуждая на прошлой неделе о новых спасительных пиар-стратегиях, член наблюдательного совета кризисного автопроизводителя пытался убедить журналистов издания Automobilwoche, что проблемы его компании лежат не в фундаментальных показателях производства и сбыта, а в неверном рекламном позиционировании. Впрочем, г-н Тиммер не пояснил даже то, как именно он предполагает улучшить пиар-кампанию своей марки.
Застарелый кризис
Между тем простые наблюдения за новейшей историей развития компании Opel показывают: автопроизводитель, на 100% принадлежащий американскому концерну General Motors, страдает не от недочетов в рекламных буклетах, а от серьезного многолетнего кризиса, вызванного неспособностью конкурировать на сложном рынке дешевых и средних по стоимости автомобилей.
Проблемы Opel начались еще в 1990 — уже тогда руководству компании впервые стало очевидно, что она страдает от избытка рабочей силы и не способна загрузить на полную мощность все свои конвейеры. Логичным шагом стало сокращение персонала. Только с 1990-го по 2005 год число работников немецких заводов Opel (помимо Германии у компании были производства в Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Испании и Польше) сократилась с 45 тыс. до 30 тыс. человек.
Однако даже такая оптимизация, сопровождавшаяся массовыми забастовками рабочих, оказалась недостаточной. В 2009 году проблема избыточных производственных мощностей, а также невозможность конкурировать с производителями более дешевых малогабаритных автомобилей наложилась на мировой экономический кризис. В результате материнский концерн General Motors, сам катастрофически пострадавший от кризиса (в итоге он был выкуплен правительством США за 50 млрд долларов), всерьез рассматривал возможность продажи Opel за 7 млрд евро консорциуму канадской Magna и российского Сбербанка.
Прокрустово ложе Opel
Сделка по приобретению Opel, уже получившая полное одобрение канцлера ФРГ Ангелы Меркель (правительство Германии даже было готово предоставить для покупки кредит в 5 млрд евро), сорвалась в последний момент осенью 2009 года. Однако проблемы Opel никуда не делись. General Motors, оставшийся на плаву только благодаря многомиллиардным субсидиям администрации президента Барака Обамы, сознательно принес Opel в жертву другим маркам концерна (Baojun, Buick, Chevrolet, Cadillac, Daewoo, GMC, Holden, Isuzu, Jiefang и Wuling). Сегодня Opel зажат на европейском рынке и не имеет права продавать свою продукцию ни на богатейшем американском, ни на быстрорастущем азиатском — чтобы не конкурировать с другими марками.
Такое искусственное ограничение не позволяет Opel выйти на объемы производства, необходимые для достижения прибыли. Даже по официальным данным, распространяемым производственным советом Opel, компания работает в лучшем случае на 75% максимальной мощности, которую можно было бы развить, используя имеющиеся заводы. Иными словами, каждый четвертый завод компании — лишний и подлежит закрытию. О необходимости закрыть хотя бы один завод говорилось и во внутреннем циркуляре Opel, распространенном в апреле этого года. Если такое решение будет принято, это станет уже вторым закрытием предприятия Opel. В декабре 2010 года компания уже закрыла завод в бельгийском Антверпене — на нем работало 2,5 тыс. человек, собиравших 41 тыс. автомобилей Opel Astra в год.
Немцы — на выход
Теперь вслед за Бельгией настал черед Германии. Здесь расположено сразу четыре завода Opel. Завод в Бохуме, дающий работу 3,1 тыс. человек и выпускающий 160 тыс. автомобилей в год, заводы в Рюссельсхайме под Франкфуртом-на-Майне (180 тыс. автомобилей и 3,5 тыс. сотрудников), в Эйзенахе (190 тыс. автомобилей и 1,6 тыс. сотрудников), а также завод комплектующих в Кайзерслаутерне, дающий работу 2,7 тыс. человек. Сохранение всех четырех заводов при максимальном сохранении рабочих мест было главной целью правительства Ангелы Меркель в 2009 году, когда оно активно лоббировало продажу Opel российско-канадскому консорциуму. Теперь с этой мечтой, похоже, придется расстаться. Согласно заявлениям представителей Opel, очередным кандидатом на выбывание стал завод в депрессивном западногерманском городе Бохум, выпускающий модели Opel Zafira и Opel Astra.
По словам главы производственного совета завода в Бохуме Райнера Айненкеля, компания собирается перенести производство Opel Astra на заводы в Польшу и Великобританию, а Opel Zafira — на завод в немецком Рюссельсхайме. Усиливающиеся в результате закрытия завода в Бохуме заводы в британском Эллсмер-Порте и польском Гливице должны получить дополнительные инвестиции в размере 300 млн евро. Кроме того, в Эллсмер-Порте должны быть созданы дополнительные 700 рабочих мест. В результате, по заявлению компании, к 2016 году Opel должен выйти на прибыль.
Дух добра против духа зла
Кардинальная перекройка схемы производства Opel в Германии намечена на конец 2014 года, то есть окончательный удар по заводу в Бохуме будет нанесен уже через полтора года. Такие планы компании станут для депрессивного рурского города настоящей трагедией. Райнер Айненкель назвал решение Opel «объявлением войны» городу. Уже несколько лет подряд Бохум регулярно попадает на первые полосы немецких газет как город, из которого бегут крупные предприятия. Так, в разгар кризиса Бохум потерял завод по сборке мобильных телефонов Nokia. В апреле 2012 года уровень безработицы в нем составил 10,1% (при среднем уровне по стране 7%, а в западных федеральных землях — 6%). Банкротство еще одного предприятия, обеспечивающего (включая поставщиков) рабочие места не менее 10 тыс. человек, может стать последним ударом для города, вынужденного брать все новые кредиты для покрытия социальных обязательств.
Отчаяние горожан так велико, что о возможном закрытии завода Opel в своей проповеди, посвященной празднику Троицы, упомянул даже местный епископ Франц-Йозеф Овербек. Он заявил, что вокруг завода воцарился «вредный дух, наносящий ущерб всему вокруг — не только затронутым безработицей людям, компаниям-поставщикам и ответственным лицам, но и всему нашему региону». Епископ призвал верующих постараться помочь вернуться «хорошему духу», чтобы «поспособствовать миру на благо общества». Впрочем, мало кто понимает, как именно призывы священнослужителя могут помочь кризисному автопроизводителю. Надежды на воцарение «доброго духа», способного вернуть к жизни завод, который не в силах сбыть свою продукцию, так же призрачны, как и надежды на чудодейственную пиар-кампанию, которая должна волшебным образом повысить продажи автомобилей Opel и стремительно сделать марку прибыльной.
Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь.