GPS-маяки: как найти угнанную машину?GPS-маяк – последний шанс отыскать угнанный автомобиль и вернуть его владельцу. Такая возможность – дорогого стоит. Гораздо дороже, чем сам электронный «жучок». Оборудовать свою машину спутниковым помощником – несложно и недорого. Рассмотрим разновидности и функции маяков разных типов.
Гостям не доступен просмотр изображений. Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. Типы GPS-маяков.Устройства для отслеживания местоположения вашего автомобиля можно разделить на несколько групп:
Работающие совершенно автономно, не требующие связи с электросистемой автомобиля и сигнализацией. Крошечные коробочки, размещаемые в скрытом месте салона, с максимально простым и быстрым монтажом. Работают по два года на одной батарейке.
Работающие от бортовой электросети автомобиля – как самостоятельные устройства, так и опциональные модули для автосигнализаций. Требующие профессионального монтажа, но зато обладающие расширенными функциями связи с владельцем, поскольку не ограничены в энергии емкостью батарейки.
Работающие по подписке на услуги отслеживания и группы экстренного реагирования силами охранной компании. Комплекс оборудования с широким сервисом, но требующим регулярной ежемесячной абонентской платы.
Гостям не доступен просмотр изображений. Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. Теперь расскажем подробно об особенностях, преимуществах и минусах каждой категории устройств.
Вариант первый. Автономные маяки на батарейках.Крайне интересный тип устройств, полностью отвечающих признакам современного «гаджета». Крошечный прибор, размером со спичечный коробок, внутри которого находится модуль мобильной связи с СИМ-картой и навигационный GPS-приемник, определяющий координаты. Питаются маяки от литиевых батареек – на одном комплекте маяки работают непрерывно до двух лет. Чтобы начать использовать такой маяк, достаточно вставить внутрь него батарею, СИМ-карту (которая тоже зачастую идет в комплекте), пополнить её счет, закрыть корпус устройства и спрятать его в труднодоступном месте в машине.
Логика работы почти всех автономных маяков такова. Поскольку емкость батареи невелика, бОльшую часть времени прибор пребывает в режиме «сна», практически не расходуя энергию. Раз в сутки (или чаще – этот интервал настраивается), в известное владельцу время маяк переходит на несколько минут в режим приема и определения местоположения – в эти минуты хозяин машины может позвонить на его мобильный номер и получить координаты для Гугл-карт, чтобы узнать, где находится автомобиль. Если автомобиль переместился, то владелец оправляет на маяк простую СМС-команду, переводя его в тревожный режим. В нем устройство уже будет передавать координаты, позволяя обнаружить машину. Также при помощи команды, отданной с клавиатуры телефона, вы сможет включить встроенный микрофон маяка и прослушать салон или пространство вблизи машины, что поможет разобраться в происходящем.
После угона, если маяк видит спутники, вы получаете от него точные координаты, которые видно на карте смартфона/компьютера. Или координаты зоны с погрешностью 100-500 метров, когда маяк не видит небо и ориентируется по базовым станциям сотовой связи – если, скажем, преступники загнали автомобиль в гараж. В этом случае как раз помогает встроенный микрофон – при самостоятельном поиске машины в определенном радиусе вы активируете его, и «шумите» - сигналите или стучите по дверям гаражей, держа возле уха телефон. Если с небольшой задержкой слышите свой звук – значит, машина рядом.
Плюсы:
- Самая низкая цена среди прочих систем GPS-поиска.
- Автономный маяк не связан с электрооборудованием автомобиля, не боится отключения аккумулятора и сам его не разряжает при простое.
- Автономный маяк не требует платы за обслуживание – только денег на мобильном счету, которые обычно не превышают 150 рублей в год на крошечные пакеты GPRS/3G-траффика или смс (в зависимости от модели и режима работы).
- В некоторых случаях возможна самостоятельная установка маяка автовладельцем без навыков работы с электроникой и электрикой, не обращаясь в сервисы.
Минусы:
- Как и любое устройство, использующее сотовую связь, маяк подвержен глушению, преступниками.
- Необходимость замены батареи раз в год-два. Если маяк надежно спрятан под обшивками салона (монтировался специалистами), это означает, что владельцу придется снова обратиться к установщикам и оплатить работу.
Выбор:
Автономные приборы - едва ли не самая популярная категория маяков, в немалой степени из-за доступной цены. Starline M15, АвтоФон SE и другие подобные гаджеты не беспокоят владельца лишней информацией в течении дня – они рассчитаны лишь на поиск машины в случае угона. У автономных маяков лучше всего реализована секретность – если даже преступники будут целенаправленно искать и извлекать сигнализацию, у маяка высока вероятность остаться незамеченным. Устройство «последнего шанса», которое очень часто срабатывает.
Гостям не доступен просмотр изображений. Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. Вариант второй. Маяки с питанием от бортовой сети.По внутренней начинке эти устройства идентичны автономным – в них также имеется модуль сотовой связи с СИМ-картой и GPS-приемник. Питаются они от бортовой сети автомобиля и имеют батарею, как резервное питание при отключении преступниками основного аккумулятора.
Главная особенность подключаемых к бортсети маяков – неограниченное количество выходов на связь с хозяином. Автономный маяк на батарейках работает в течение двух лет с выходом на связь раз в сутки, но после перевода в тревожный режим (постоянная передача координат и прослушивание микрофона) он разрядит батарею за несколько дней. Маяк с питанием от бортсети может отправлять вам данные о местоположении хоть ежеминутно, умеет строить трек-маршрут на карте для наблюдения за машиной и передавать любую другую телеметрию.
Опциональным GPS-маяком можно легко оснастить (или дооснастить позже) многие автосигнализации – к примеру, маяки-модули Pandora NAV-03 и NAV-04 предназначены для работы с охранными системами Pandora серии 39хх, а у Пандор 5000-й серии маяки идут в комплекте по умолчанию.
Гостям не доступен просмотр изображений. Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. Еще одно достоинство маяков с питанием от бортсети – умение некоторых моделей осуществлять блокировки двигателя и следить за окружающей обстановкой – с помощью встроенного датчика движения и подключения к кнопкам дверей и зажиганию. К примеру, такие устройства, как Starline M21, могут работать как совместно с автосигнализацией того же бренда, так и самостоятельно. Они не только информируют владельца о тревоге, строят треки маршрутов и обеспечивают постоянный «коннект», но и принимают собственные меры в случае проникновения в салон и попыток включить зажигание, не позволяя завести мотор. То есть, маяк может быть еще одним независимым средством охраны, в дополнение к сигнализации, иммобилайзеру и т.п.
Плюсы:
- Постоянная связь с машиной – получение сигнала тревоги сразу, а не во время очередного ежесуточного выхода на связь, как у автономного маяка.
- Возможность использования маяка, в качестве дополнительной, дублирующей охранной системы – наряду с основной сигнализацией. Это удваивает проблемы преступникам, пытающимся похитить авто.
Минусы:
- Более высокая стоимость установки, нежели у автономных маяков.
- Из-за более крупных (нежели у автономных маяков) габаритов, а также проводов для подключения к электроцепям автомобиля (зажигание и т.п.), у маяка с бортовым питанием несколько выше риск обнаружения и обезвреживания преступниками.
Выбор:
Выбор тех, кому необходима постоянная связь с машиной и получение дополнительной информации. Помимо отправки координат маяк с бортовым питанием позволяет получать массу функций – непрерывное слежение за автомобилем (трекинг), возможность в любой момент позвонить на систему и получить самые разнообразные данные – от напряжения аккумулятора до состояния мобильного счета. Возможность получения СМС о превышениях скорости (если на машине ездит юный член семьи, к примеру) и многое другое. Возможность легкого подключения маяка к отопителям, типа Webasto, и удаленного управления ими с телефона.
Вариант третий. Маяки с сервисом групп реагирования.Небезынтересный, но весьма своеобразный вид оборудования. Ранее, когда GPS-технологий еще не было в каждом мобильнике, этот тип охраны и контроля местоположения машины был известен под термином «спутниковая охрана» - сегодня это название уже несколько устарело, но по-прежнему используется.
Работает это так - ряд охранных компаний, занимающихся различными услугами в сфере безопасности (личная охрана, защита перевозок, объектов, сбор данных и т.д.), предоставляет услуги мониторинга местоположения автомобиля с выездом собственной группы экстренного реагирования в случае ЧП. Собственно, принцип такой же, как у вневедомственной охраны квартир – вы подписываете договор на услуги и установку оборудования, вносите абонентскую плату, и в случае подачи сигнала тревоги к вам выезжает полиция или ЧОП. На этом рынке представлено не так много брендов – в сущности, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Цезарь Сателлит, Аркан, Бумеранг и еще несколько.
Гостям не доступен просмотр изображений. Гостям не доступен просмотр ссылок.
Зарегистрируйтесь. Плюсы:
- На координаты, переданные маяком, выезжают собственные группы охраны быстрого реагирования компании, или группы полицейской вневедомственной охраны.
- Установка маяка договором на выезд группы реагирования дает скидки на страховку каско в ведущих страховых компаниях.
- Некоторые компании используют маяки, в которых помимо передачи информации через сотовую сеть есть еще и дополнительный поисковый радиоканал ближнего радиуса действия на частоте 433 мегагерца, сигналы которого принимаются специальными приемниками-локаторами у групп быстрого реагирования. Если охранники выехали на координаты, переданные по каналу сотовой связи, но после этого преступники заглушили сигнал или машина въехала, скажем, в подземный гараж, где система не видит спутники, дополнительный сигнал на частоте 433 мГц поможет её обнаружить.
Минусы:
- Высокая стоимость оборудования и установки (от 9500 рублей за простой маячок, который у компаний без обслуживания стоит 4-6 тысяч рублей) и от 600 рублей ежемесячных взносов.
- Группа реагирования выезжает только по звонку от клиента. А поскольку маяк не сообщает непосредственно о факте угона, то владелец машины может обнаружить отсутствие автомобиля и спустя несколько часов (вплоть до суток) после кражи автомобиля.
- Не слишком высокая эффективность функционирования системы за пределами крупных городов, где «спутниковые компании» вынуждены заключать договоры с мелкими местными охранными структурами.
Выбор:
Выбор тех, кто после получения сигнала тревоги и координат машины хочет, чтобы немедленно были приняты меры, без лишней потери времени. Возможно, владельцу похищенного автомобиля придется довольно долго объяснять сотрудникам полиции суть сигнала маяка и принцип поиска по включенному микрофону. Сотрудники группы немедленного реагирования охранной компании, которой вы платите абонентскую плату, изначально разбираются в ситуации и начнут действовать немедленно.
Глушение GPS-маяков.Сегодня все знают, что оборудование для глушения сигналов сотовой связи стоит приблизительно 100$, продается свободно и отсутствует в арсенале только самых беспечных автоугонщиков. Маячок, использующий для связи с хозяином канал сотовой связи, подвержен глушению точно так же, как и сотовый телефон и GSM-автосигнализация – так есть ли в нем смысл? Такой вопрос обязательно приходит в голову автовладельцу, который решил оснастить свою машину системой контроля местоположения. Так насколько защищены маяки и как они работают в условиях глушения?
Какое бы охранное оборудование, использующее для передачи данных сотовую сеть, не использовалось бы на вашей машине, когда преступники включают рядом с ней глушилку, техника «слепнет» - GSM-сигнализация становится неспособной послать хозяину тревожную СМС о проникновении в салон, маяк не может отправить вам координаты автомобиля. Однако, если преступник все же сумел справиться с блокировками сигнализации, иммобилайзера и т.п. (если они вообще были), и уехал на автомобиле, маяки обеспечивают неплохие шансы вернуть машину.
Зачастую машины после угона бросают «отстояться» где-нибудь на задворках или в глухом тупичке. А подавляющее большинство портативных глушилок, применяемых угонщиками, работают от встроенной батареи весьма недолго. Крайне редко преступники оставляют в салоне брошенной «на отстой» машины работающую глушилку, питающуюся от дополнительной мощной батареи или от аккумулятора самого автомобиля. Маяк не дает абсолютной гарантии обнаружения автомобиля в случае угона, но это существенный шанс, которым неразумно пренебрегать. Тем более, что стоимость его невелика. Квалификация угонщиков год от года растет – должна эволюционировать и защита. Поэтому ЛЮБОЙ вариант GPS-отслеживания положения автомобиля лучше, чем его отсутствие.
Установка.По житейской логике, простые автономные GPS-маячки привлекательны для автовладельцев возможностью самостоятельной установки. Согласно инструкции, использование их не требует никаких навыков в области электрики и электроники – включил, спрятал – и все работает. Это, с одной стороны, помогает сэкономить, а с другой – вызывает сомнения: если я легко спрятал, значит и преступник легко найдет?
На первый взгляд кажется – «спрятал, и все», но на практике обычный автовладелец столкнется с массой трудностей. Положить в карман сиденья или на заднюю полку и накрыть старым журналом – не вариант. Профессиональные установщики монтируют маяки под обшивку дверей, под торпедо, в обшивки стоек. Разобрать дверь – с непривычки непросто даже на машине бюджетного класса, не говоря уже о более дорогих, у которых внутри находится масса узлов и электроники. Впервые снимая какую-либо пластиковую панель обшивки, есть большой риск повредить не только элементы крепления (пистоны), но и ушки-держатели этих самых пистонов. В результате – зазоры, щели, дребезг, «сверчки», вопросы официальных гарантийщиков и т.д.
Плюс при размещении маяка под обшивками нужно обеспечить надежный прием сигналов спутников. Автовладельцу, решившемуся самостоятельно разбирать салон, возможно, придется сделать это не один раз, пока он не найдет правильное положение маяка. Специалисты же обладают опытом в этой сфере, у них все получается с первого раза. Поэтому большинство людей, у которых автомобиль сложнее по конструкции, чем ВАЗ-классика, предпочитают не связываться экспериментами. Пусть это и добавляет к стоимости маяка цену монтажа, но зато позволяют получить от него все, на что он рассчитан.
В еще большей степени это касается маяков, получающих питание от бортовой сети, и, тем более – входящих в состав сигнализаций. В подобных случаях уже ни у кого не возникает желания сэкономить на монтаже – необходимость навыков и практики слишком очевидна.