Производитель автомобилей премиум-класса BMW намерен шагнуть в эру цифровых технологий, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Теперь в шоурумах будет меньше автомобилей и привычных менеджеров по продажам, вместо этого будут установлены большие дисплеи, а рассказывать про автомобили будут «продуктовые гении» — технические специалисты, которые «абсолютно не являются продавцами», приводит WSJ слова директора BMW по маркетингу и продажам Иана Робертсона.
Современные покупатели все чаще предпочитают делать покупки и узнавать информацию в интернете, пишет WSJ. «Когда люди заходят в сеть, они могут посмотреть видео и прочитать обзоры», — цитирует издание слова Карла Шмидта, гендиректора Morrie’s Automotive Group. Эта тенденция будет все заметнее в автосалонах, считает он. «У людей дома полно электроники, и, когда они приезжают в дилерские центры, им становится трудно», — рассказывает WSJ Джо Шейкер, владелец Shaker Automotive Group. Он участвовал в разработке приложения для iPad, которое используется в автосалонах Mazda в США. В автосалонах будущего появится больше виртуальных технологий и компьютерных устройств, это как раз то, что пытается сделать BMW, отмечает он.
Еще одна тенденция будущего — более компактные автосалоны, отмечает Шейкер: автодилеры стараются экономить на аренде. BMW планирует создать специальные региональные сети, где клиенты могли бы проводить тест-драйвы машин, при этом в городских салонах было бы меньше автомобилей, говорит вице-президент компании в Северной Америке Питер Майлз. Скоро в США будет продаваться около сотни вариаций различных моделей BMW, поэтому физически невозможно, чтобы все они находились вместе, объясняет он.
Другие мировые автопроизводители тоже работают в этом направлении. В автосалонах General Motors сотрудники будут использовать планшеты и большие дисплеи, чтобы помочь клиентам разобраться с автомобилем. Директор по цифровым розничным операциям Audi of America Марк Рэмзи говорит, что его компания экспериментирует с созданием полностью виртуальных автосалонов в Лондоне и Шанхае. В них клиенты смогут просматривать и конфигурировать модели на огромных экранах от пола до потолка. «Мы не должны мыслить традиционно, — утверждает он. — Мы можем создать цифровые инструменты, которые сделают продажи более эффективными».
Российский рынок пока не готов к полному замещению традиционных салонов высокотехнологичными, но некоторые технологии доступны и в России, считают опрошенные «Ведомостями» автодилеры. Технологии будущего не заменят живое общение с персоналом отделов продаж или примерки автомобиля «под себя», говорит директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон автомобильная группа» Андрей Горшков. Цифровые технологии скорее дополнительный помощник в продажах, продолжает он: например, проекционные галограммы-консультанты, 3D-конфигураторы или устройства, передающие звучание автомобиля и демонстрирующие возможности его аудиосистем, можно отнести к аттракционам, основанным на новых технологиях.
В дилерских центрах уже сейчас можно встретить «электронных» хостес, а разнообразные дисплеи, демонстрирующие технологии производства, есть сегодня в каждом салоне, говорит первый вице-президент группы компаний «Автоспеццентр» Алексей Тузов. Но, продолжает он, российский потребитель не готов лишиться возможности увидеть автомобиль, потрогать его и провести тест-драйв: большинству покупателей необходимо ощутить все переживания, связанные с покупкой и выбором.
Пока менталитет российского потребителя такой, что ему нужно «видеть товар лицом», соглашается директор дилерского центра «Jaguar Land Rover Ясенево» группы компаний «Рольф» Татьяна Форнасова. Пока даже продажи автомобилей в интернете, которые давно уже практикуются в США (так продаются все подержанные и 50% новых машин), в будущем, считает она. «Нам еще предстоит пройти не быстрый эволюционный путь потребительского сознания: сейчас даже в сервисе прямая приемка подразумевает присутствие клиента», — резюмирует она.