На пальцах почти...5W30... 5W– это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35°С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого автомасла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. Грубо говоря первая цифра отвечает за проварачиваемость коленвала при низких температурах..Можно лить "нулевку" если очень холодно. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет,только на запуск при минусе.
Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30°С), то мы получим минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя. С понижением температуры масло становится гуще и стартеру все сложнее становится провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя.
Второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. То бишь-вторая цифра-показывает,как будет удерживаться масляная пленка на деталях мотора. Скажем,катаетесь в очень жарком регионе,то 5w40 предпочтительней,чем 5w30 . Ну и по каждому маслу существует температурный график применения. А вообще,производитель указывает,какое масло лить в авту,этого и надо придерживаться на исправном моторе,а не слушать "умные советы сервисменов".