Опытность водителя легко опознать: достаточно последить за включением тормозных огней на машине в городском потоке. Сейчас, когда большинство машин оборудовано системами ABS и ESP, обучению приемам торможения уделяется гораздо меньше внимания, чем раньше. А зря. Во всех известных мне инструкциях к машине обязательно подчеркивается, что активные системы безопасности (антиблокировки, антипробуксовки, стабилизации) лишь помогают водителю, но не способны полностью его заменить.
Приемов торможения существует множество, но мы коснемся лишь наиболее часто употребляемых для повседневной, неэкстремальной езды.
Прерывистое торможение. Практическое воплощение данного приема — короткое нажатие на тормозную педаль (и без выключения сцепления, если машина с ручной КПП). Нажатие не должно быть излишне резким или продолжительным: наша задача немного погасить скорость, не провоцируя изменение управляемости автомобиля. Зимой, на машинах без ABS, надо тормозить только таким способом (раньше это называли «русским ABS», причем опытные водители выполняли торможение в усложненном и улучшенном варианте: педаль не отпускается до конца, а каждое последующее нажатие сильнее предыдущего).
Торможение двигателем. Здесь все вообще происходит без нажатия на тормоз: достаточно просто отпустить педаль газа. При этом автоматически отключается подача топлива в двигатель. Мы гасим скорость (не изнашивая тормозные колодки), но продолжаем ехать (не расходуя топливо). Для более эффективного замедления машины можно в ручном режиме переключиться на пониженную передачу: чем выше обороты двигателя, тем лучше будет торможение.
Что объединяет эти два приема? Их применяют заранее (ДО перекрестка, ДО выезда на кочковатый участок дороги, ДО совершения поворота, ДО полноценного торможения). И конечно, их практически не используют, если нужна более-менее быстрая остановка машины. Но бывают и исключения из правил: например, если на летних шинах вы едете по гололеду. Тогда эти два приема будут самыми безопасными даже для полной остановки автомобиля.
Теперь давайте рассмотрим конкретные примеры.
Подъезжаем к перекрестку. Если до перекрестка уже рукой подать, и горит красный свет, то у нас есть две модели поведения. 1) Доехать до светофора с обычной скоростью, остановиться, дождаться «зеленого», поехать дальше. В этом случае изнашиваются тормозные колодки и диски, а при разгоне увеличивается расход топлива (обратите внимание на показания «мгновенного расхода»). 2) Можно попытаться подъехать к перекрестку в тот момент, когда включится «зеленый». Для этого нужно применить торможение двигателем (отпустить педаль газа, при желании — включить пониженную передачу), если не угадываем по времени включения зеленого света, то пробуем дополнительно прерывистое торможение. В самом худшем случае вы просто остановитесь перед перекрестком, абсолютно ничего не теряя по сравнению с первым вариантом (ездой в обычном стиле). На машинах с ручной КПП иногда вместо торможения двигателем включают «нейтраль». Это ошибочное решение. В результате скорость падает слишком медленно, топливо расходуется, а машина не способна к быстрому маневру (например, разгон с перестроением в соседний ряд, чтобы уйти от ДТП).
Подъезжаем к трамвайным рельсам. Желательно применить прерывистое торможение, чтобы не заехать на рельсы (либо на участок кочковатой дороги) на излишне высокой скорости, рискуя повредить подвеску. Отдельно надо сказать, что нельзя держать нажатой педаль тормоза при проезде неровностей (тех же рельсов, например) — так вы еще быстрее нанесете вред ходовой. Вообще неровности (стыки мостов, лежачие полицейские) желательно проезжать чуть наискосок, а не одновременно двумя передними колесами.
Подъезжаем к повороту. Несмотря на то, что сегодня многие машины оборудованы ESP, в обычной городской езде надо проявлять максимум осторожности, например, не заходить в поворот на излишне высокой скорости. Именно при проезде поворотов легко вычисляются «новички» - они проходят всю дугу с нажатой педалью тормоза. У них элементарно не хватает опыта заблаговременно выбрать подходящую скорость для данной дуги поворота. При этом «новички» не догадываются, что постоянно нажатый тормоз в повороте может стать детонатором экстренной ситуации: достаточно наехать одним колесом на ямку или наледь, и помочь неопытному водителю попытается только система стабилизации. Если она есть на его машине. Перед поворотом надо выбрать безопасную скорость (торможение двигателем или прерывистое торможение). Водители с «гоночными» амбициями, чтобы не терять мгновения, применяют перед поворотом полноценное торможение (вплоть до экстренного) и, на ручной КПП, переключаются на пониженную передачу (чтобы в конце поворота легче было разогнаться). Любое манипулирование с педалью тормоза должно прекратиться уже на прямолинейном участке перед поворотом. Подробнее правильный алгоритм описан в статье Владимира Пушина «Прохождение поворотов» на сайте «Автоклуб-Казань».
Съезжаем с горки. В данном случае для ограничения скорости чаще всего применяется торможение двигателем. Зимой, пока машина холодная, данный прием позволяет быстрее согреть двигатель (а с ним и салон машины). При затяжном спуске (или поездке по горному серпантину) торможение двигателем предохраняет тормоза от перегрева.
Движемся в потоке. Здесь тоже новичков легко выделить: они сочетают излишне частое торможение с робостью при совершении маневров. Частое торможение — результат запоздалого реагирования на приближение впереди едущей машины (неправильная оценка скорости потока) и неумение применять торможение двигателем.
Сушка тормозов. Сразу после посещения автомойки (или проезда по луже) эффективность тормозов снижается. Поэтому их желательно подсушить, повторив несколько раз прерывистое торможение.
Всего два приема. Легких в применении. Причем мастерство такого торможения можно безопасно оттачивать на дорогах общего пользования. И при этом получать значительную экономию.